Вот нарыл...
. КАК ДОКАЗАТЬ СВОЕ АВТОРСТВО?
Один из самых распространенных вопросов в?? это как зарегистрировать свое авторство, как подтвердить, что именно конкретный человек создал данное произведение и как защитить его от незаконного присвоения.
Тут необходимо сделать ссылку на ст.6 и ст.9 закона. Авторское право возникает в силу факта создания произведения науки, литературы и искусства. Для того чтобы иметь права на произведение, достаточно самого факта создания. Закон прямо указывает на то, что не требуется регистрации произведения либо иного специального его оформления. Авторское право возникает тогда, когда автор (либо авторы) вложили определенный творческий труд в его создание.
Любые доказательства могут использоваться автором для того, чтобы утвердить свое авторство. Это могут быть черновики, эскизы произведения, показания свидетелей, которые их видели. Можно даже отправиться на почту и послать себе с уведомлением созданное произведение (рукопись, ноты и т.п.). Этот пакет, посылку следует хранить не вскрывая, чтобы в случае возникновения спора об авторстве в суд можно было бы представить это отправление в качестве доказательства того, что на определенный момент оно уже было создано конкретным лицом.
2. ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДОСТОЯНИЕ?
В соответствии со ст.28 закона это произведения науки, литературы и искусства, которые ранее на территории Российской Федерации никогда не охранялись либо срок действия авторского права на них истек.
Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. Однако пользователь обязан при этом соблюдать исключительные личные неимущественные права автора в?? на имя, на авторство и на защиту репутации автора.
3. В ТЕЧЕНИЕ, КАКОГО ВРЕМЕНИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ОХРАНЯЮТСЯ АВТОРСКИМ ПРАВОМ?
В соответствии с нормами ст.27 закона авторское право действует в течение всей жизни автора и пятьдесят лет после его смерти, а если произведение создано в соавторстве, то право на произведение действует в течение всей жизни и 50 лет после смерти последнего соавтора, пережившего другого.
Если же произведение впервые вышло после смерти автора, то право на него действует в течение 50 лет после его выпуска. Для тех, кто работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, 50-летний срок увеличивается на 4 года.
В отношении репрессированных и реабилитированных посмертно авторов, 50-летний срок начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации. К произведениям реабилитированных авторов, изданных после их смерти, применяется правило о 50-летнем сроке охраны произведения, впервые выпущенного в свет после смерти автора.
4. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ТЕРМИН НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА АВТОРА? ВПРАВЕ ЛИ АВТОР В СЛУЧАЕ ИХ НАРУШЕНИЯ ПОЛУЧИТЬ МАТЕРИАЛЬНУЮ КОМПЕНСАЦИЮ?
ст. 15 закона закрепила за автором исключительные личные неимущественные права:
право признаваться автором произведения (право авторства),
право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения, то есть анонимно (право на имя),
право разрешать обнародовать произведение в любой форме, включая право на отзыв;
право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).
Права на имя, на авторство в?? это права, которые могут принадлежать только автору. Неимущественные права автора в?? это такие же исключительные права, как и имущественные (ст.ст.15 и 16 закона). После его смерти они не переходят по наследству. При жизни автор не может передавать эти права третьим физическим или юридическим лицам. Право на имя связано именно с личностью автора, трудом которого создано произведение. Именно этому лицу принадлежат все права, которые зафиксированы в законе. Закон признает автором созданного произведения только его, если не доказано иное. Именно его фамилию, имя, отчество обязаны указывать пользователи, разумеется, если он специально не дал соответствующих указаний о том, что его работа может скрываться под псевдонимом.
Автор вправе выдать организации-пользователю разрешение на использование своего произведения анонимно и это необходимо письменно зафиксировать в соответствующем договоре. То есть без волеизъявления автора использовать произведение анонимно запрещено. Одним из условий выдачи такого разрешения со стороны автора может быть (и на практике это часто бывает) - выплата компенсации за использование произведения анонимно, либо возмещение убытков, которые он может понести от того, что его имя как автора не указано.
Не указание имени автора в?? это нарушение исключительных личных неимущественных прав, зафиксированных в ст. 15 закона, и за нарушение предусмотрена ответственность.
Помимо изложенного, следует иметь в виду, что даже в случаях свободного использования произведения автора, то есть когда допускается использование произведения без его разрешения и без выплаты вознаграждения, закон обязывает указывать не только имя автора, произведение которого используется, но и источник заимствования.
5. ВПРАВЕ ЛИ АВТОР МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПОЛУЧАТЬ ВОЗНАГРАЭДЕНИЕ, КОГДА ЭТО ПРОИЗВЕДЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНО СОЗДАНО И ВХОДИТ СОСТАВНОЙ ЧАСТЬЮ В КИНОФИЛЬМ, А КИНОФИЛЬМ ПОКАЗЫВАЮТ ПУБЛИКЕ?
Много вопросов возникает у создателей музыки для аудиовизуальных произведений. Например, автор музыки к кинофильму написал ее по договору со студией. Далее фильм (аудиовизуальное произведение, как это зафиксировано в законе) используется студией, демонстрируется в кинотеатрах, исполняется публично. Полагается ли в этом случае вознаграждение автору?
Обратимся к нормам ст. 13 закона Авторское право на аудиовизуальное произведение. В соответствии с п.1 ст. 13 авторами аудиовизуального произведения являются: режиссер-постановщик, автор сценария (сценарист) и автор музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения. В соответствии с п.З ст. 13 только за автором музыкального произведения сохраняется право на вознаграждение за публичное исполнение его музыки. В соответствии с п.З ст. 13 закона только за автором музыкального произведения сохраняется право на вознаграждение за публичное исполнение его музыки при публичном исполнении аудиовизуального произведения. В силу закона именно автор музыки, а не другие перечисленные в законе авторы аудиовизуального произведения, имеет право на получение как бы дополнительного вознаграждения в тех случаях, когда фильм демонстрируется в кинотеатрах и по телевидению.
И даже если в силу договора на создание музыкального произведения все исключительные имущественные права, в том числе право на прокат фильма, принадлежит студии, либо другому правообладателю, никто не может лишить автора права на получение такого вознаграждения, что бы ни было зафиксировано в договоре на создание.
Если положения договора противоречат нормам закона, приоритетную силу имеют положения закона (норма закона носит императивный характер). В связи с этим при каждом публичном исполнении аудиовизуального произведения и, соответственно, исполнении музыки в нем (независимо от того, что зафиксировано в договоре между студией и автором произведения) автор имеет право на получение авторского гонорара за каждый случай (факт) публичного исполнения. Это право на получение вознаграждения за публичное исполнение музыкального и аудиовизуального произведения возникает у автора с момента создания аудиовизуального произведения, поскольку он одновременно в соответствии с нормами закона, и автор аудиовизуального произведения.
Такое право носит исключительный характер, так как принадлежит только автору и в соответствии со ст.30 закона не может передаваться по договору. Автор может поручить собирать такое вознаграждение организации, управляющей его правами.
Для того, чтобы указанное право автора (композитора) соблюдалось, пользователь-плательщик обязан отчислять вознаграждение автору, минимальный размер которого предусмотрен постановлением Правительства Российской Федерации.
Плательщики авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений - юридические либо физические лица, в том числе государственные, кооперативные, частные, малые и совместные предприятия, ассоциации, фонды, осуществляющие или организующие публичное исполнение произведений, в том числе клубы, Дома и Дворцы культуры, Дома офицеров, киноконцертные залы, кинотеатры и видеосалоны, пансионаты, дома отдыха и санатории, предприятия бытового обслуживания, пассажирского транспорта и другие. Авторское вознаграждение за публичное исполнение произведений начисляется во всех случаях как при платном, так и при бесплатном для зрителей входе.
В Постановлении Правительства РФ Ь 218 от 21 марта 1994 г. О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства установлены минимальные ставки за использование музыкальных произведений с текстом или без текста в кинотеатрах, видеосалонах и других общественных местах при демонстрации (кино- теле- и видеофильмов и т.п.). При платном для зрителей просмотре установлено минимум 3 % (за все произведения) от суммы валового сбора, поступающего от продажи билетов за публичное исполнение. При бесплатном для зрителей просмотре в?? 0,5 % от суммы дохода.6. ЧТО ТАКОЕ ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА АВТОРА И КАК ОНИ МОГУТ РЕАЛИЗОВАТЬСЯ?
Как уже указывалось выше, автору принадлежат исключительные личные неимущественные права и исключительные имущественные права. Они перечислены в статьях 15 и 16 закона.
Исключительные права автора на использование произведения (имущественные права) означают право автора осуществлять самому или разрешать пользователю определенные действия: воспроизводить произведение, распространять любым способом (продавать, сдавать в прокат), импортировать в целях распространения, демонстрировать публично, исполнять их на сцене, сообщать путем передачи в эфир, для всеобщего сведения - по кабелю, переводить на другие языки, переделывать, аранжировать и перерабатывать любым образом.
Только правообладатель (автор, наследник) вправе дать такое разрешение. Передача имущественных прав может осуществляться только по авторскому договору (за исключением случаев, предусмотренных ст. 18-26 закона). Если пользователь, физическое либо юридическое лицо, которое воспроизводит произведение (либо по заказу которого воспроизводится произведение) или каким-либо иным, перечисленным в ст. 16 закона, использует произведение и не может предъявить письменный договор с автором (наследником, РАО), это свидетельствует о том, что произошло бездоговорное использование, то есть нарушение норм ст.30-32 закона.
7. ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ: СВОБОДНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АВТОРСКОГО ТРУДА?
Пользователей часто волнует вопрос, в каких же случаях допустимо использование произведения автора без его согласия и без выплаты авторского вознаграждения, так называемое свободное использование?
Закон дал четкое, не подлежащее расширенному толкованию указание на то, в каких же случаях возможно свободное использование произведения автора. Так, законодательство допускает свободное воспроизведение правомерно обнародованных произведений в личных целях (ст. 18 закона), за исключением случаев воспроизведения аудиовизуального произведения или звукозаписи в личных целях, когда оно возможно без согласия автора, исполнителя и производителя фонограммы, но с выплатой вознаграждения (ст.26 закона).
Вместе с тем, свободное воспроизведение в личных целях невозможно, когда воспроизводится объект архитектуры в форме здания и аналогичного сооружения, база данных или существенные части из нее, программы для ЭВМ (за исключением случаев, предусмотренных ст.25 закона), а также в случае репродуцирования книг и нотных текстов.
Допускается свободное публичное исполнение музыкальных произведений во время официальных и религиозных церемоний в объеме, оправданном характером таких церемоний, а также для судебного эксперимента. В законе перечислены все случаи свободного использования произведений. Таким образом при определении порядка использования необходимо следовать следующему правилу: любое использование произведения автора допускается на основании письменного договора, за исключением тех случаев, которые полностью перечислены в Законе и расширенному толкованию не подлежат.
8. СВОБОДНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЕ МОЭНО, КОГДА ЕГО ЦИТИРУЕШЬ. А ЧТО ТАКОЕ ЦИТАТА?
Один из наиболее распространенных вопросов в?? это вопрос о цитировании. Цитирование в?? выдержка из текста, заимствованная из какого-либо источника и используемая в другом тексте, чаще всего с указанием на источник, из которого она взята. (Словарь издательских терминов, стр.142, издательство Книга, 1983г.)
В соответствии с п.1 ст. 19 закона допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования, цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования.
Большая Советская энциклопедия (т.46 стр.651, 2 издание) определяет цитату как письменную или устную дословную выдержку из произведения какого-либо автора, приводимую для подтверждения излагаемой мысли или опровержения цитируемого материала. Цитата обычно ограничена размером и допускает сокращение (обозначаемое многоточием). Глоссарий терминов по авторскому праву и смежным правам (ВОИС, Эенева, 1981г. стр.213) указывает, что цитата из произведения в?? это сравнительно короткий отрывок, цитируемый из другого произведения, чтобы доказать или сделать более понятными утверждения самого автора, либо сослаться на взгляды другого автора в подлинной формулировке.